Василий Шукшин появился на свет 25 июля 1929 года в селе Сростки, расположенном в Сибирском крае РСФСР (ныне — Алтайский край). Его родители, Макар Шукшин и Мария Попова, были крестьянами и вскоре после рождения Василия начали трудиться в местном колхозе. Он был старшим ребенком в семье, и в 1931 году у них родилась дочь Наталья.
В 1933 году Макар Шукшин, работавший машинистом молотилки в колхозе "Пламя коммунизма", был арестован. Его обвинили в антисоветском заговоре и в порче имущества. В письме Марии Поповой говорится: "Забрали мужа. Придумали какую-то чушь. Ночью пришли, он выбежал в сенцы, и там на него напали трое. Дети испугались. Наталья вся дрожит, а Василий прикусил губу до крови: мама, куда это папу?" В апреле 1933 года Макар Шукшин был расстрелян.
Сначала Мария одна заботилась о детях, а затем снова вышла замуж — на Павла Куксина, селянина из их деревни. Василий Шукшин отзывался о нём как о человеке с добрым сердцем. Семья жила в бедности.
В Сростках Василий Шукшин пошел в школу. Учился он плохо, но много читал. Мать вспоминала: "Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам… однажды одеяло прожег". Книги Шукшин брал в школе. Иногда ему приходилось делать это тайком: когда он получал плохие отметки, мать запрещала читать художественную литературу.
В школе Шукшин занимался самодеятельностью — каждую неделю организовывал концерты и сам в них выступал. На концертах Шукшин читал стихи и разыгрывал сценки. Его одноклассница Валентина Безменова позже писала: "Не было такого, чтобы наш класс не приготовился: Вася настаивал".
В 1944 году Василий Шукшин закончил семилетку и поехал в Бийск — поступать в автомобильный техникум. Учился он плохо, получал низкие оценки по техническим предметам, иногда прогуливал и нарушал дисциплину: "Нам лекцию говорят, а мне петухом крикнуть хочется…"
За год до окончания учебы Шукшин оставил техникум, вернулся в Сростки и устроился в местный колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Однако уже в 1946 году он вновь покинул деревню и уехал в Подмосковье.
Шукшин стал работать в тресте "Союзпроммеханизация" слесарем. Его направляли на стройки заводов в Калуге и Владимире, электростанции и железной дороги в Подмосковье. Осенью 1949 года будущего писателя призвали в армию. Служил он радистом на Балтийском флоте. Сослуживец Василий Егоров запомнил его неразговорчивым любителем книг и хорошим специалистом. В армии Шукшин начал писать свои первые рассказы, среди которых — "Разыгрались в поле кони" и "Двое на телеге".
Однажды прямо в море Шукшину стало плохо — обострилась язва. Несмотря на плохую погоду, сослуживцы отвезли его на берег и отвели к врачу. После лечения медицинская комиссия признала писателя негодным к службе.
Шукшин вновь вернулся в Сростки. В деревне он лечился и готовился к экзаменам — писатель хотел получить аттестат зрелости. Оценки у Шукшина снова были плохие: пятерки он получил только по истории СССР, Конституции СССР и географии. По остальным дисциплинам писателю поставили тройки и четверки. "Удовлетворительно" он получил и на экзамене по русскому языку. Однако через несколько месяцев после сдачи экзаменов Шукшина пригласили работать в местную школу для рабочей молодежи — преподавать и русский, и литературу.
Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье.
Скоро Шукшина назначили временно исполняющим обязанности директора учебного заведения и секретарем комсомольской организации. Он активно занимался агитационной работой, проводил лекции для рабочих и колхозников, призывая их к обучению. В это время в районной газете "Боевой клич" впервые увидели свет его публикации — педагогические статьи под названиями "Больше внимания учащимся вечерних школ" и "Учиться никогда не поздно".
Лето 1954 года стало переломным в жизни Василия Шукшина. Оставив работу в родных Сростках, он отправился в Москву с мечтой о литературной карьере. Однако в Литературном институте его ждало разочарование. Оказалось, что от абитуриентов требовалось наличие опубликованных произведений. А у Василия, хоть и талантливого рассказчика, их не было. Неудача не сломила его. Шукшин решил попробовать свои силы в Историко-архивном институте, но судьба, как всегда, готовила ему сюрпризы. В преддверии экзаменов он познакомился с известным режиссером Иваном Пырьевым, который, впечатленный его харизмой и искренностью, посоветовал подать документы во ВГИК. ВГИК… Мечта о кино, о том, чтобы своими руками создавать истории, которые тронут сердца людей, зажглась в душе Шукшина. Однако, как и в случае с Литинститутом, он столкнулся с трудностями. Устные экзамены не давались ему легко. "Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии", — вспоминал Шукшин впоследствии. Однако его талант проявился в письменных работах.
Рассуждение о творчестве Владимира Маяковского, рецензия на фильм "Верные друзья" Михаила Калатозова, и особенно сочинение на тему "ВГИК во время приемной кампании" – все эти работы впечатлили приемную комиссию. Последнее сочинение, полное юмора и метких наблюдений, впоследствии было опубликовано как рассказ "Киты, или О том, как мы приобщались к искусству". Своими яркими, талантливыми работами Василий Шукшин смог не только доказать свой потенциал, но и покорить сердца приемной комиссии. Он был принят на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. ВГИК стал новой, важной вехой в жизни Шукшина. Здесь он встретил единомышленников, получил ценный опыт и возможность развивать свой талант. Эта новая ступень позволила ему погрузиться в мир кино и осуществить свою мечту. Но, как это часто бывает, путь к успеху был не простым. Шукшин столкнулся с трудностями в адаптации к новой среде, с преградами, которые встречались ему на каждом шагу. Но он, несмотря ни на что, продолжал упорно идти к своей цели, и его талант не остался незамеченным. ВГИК стал не просто местом обучения, а кузницей его творческой судьбы. Здесь он обретал не только профессиональные знания, но и незаменимый опыт жизни, который впоследствии отразился в его творчестве. Именно ВГИК дал ему возможность погрузиться в мир кино, увидеть его изнутри и осуществить свою давнюю мечту о том, чтобы стать не просто писателем, а режиссером, который сможет рассказать о жизни простых людей через волшебную силу кино.
Шукшин получил отличные оценки на экзаменах, хотя учится ему было тяжело. Он стеснялся деревенского говора, пробелов в знаниях. Учиться как там ни говори, а все-таки трудновато.
В 1956 году Шукшин сыграл главную роль в учебном фильме Андрея Тарковского "Убийцы" по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Шукшин вступил в КПСС во время учебы во ВГИКе и стал участвовать в партийных собраниях института. Шукшин скрывал информацию о репрессированном отце во всех анкетах, указывал в родственниках мать и погибшего на Великой Отечественной войне отчима. В 1956 году, когда писатель учился на втором курсе, его отца реабилитировали.
Марлен Хуциев пригласил молодого актера поработать над лентой "Два Федора" о солдате, который вернулся с войны на родину в 1957 году по совету Андрея Тарковского. Шукшин был ассистентом режиссера — проводил пробы, подбирал документальные материалы, по которым составляли сценарий, контролировал гримеров и костюмеров. Хуциев предложил ему исполнить главную роль в картине "Потому что почувствовал индивидуальность, которая была выражена и лицом, и голосом, и жестом". К съемкам актер не оставил своих обязанностей ассистента и присутствовал даже на тех репетициях, в которых не был задействован его герой. Фильм прошел на экраны в 1958 году. Шукшин не пропустил премьеру.
Из-за "разногласий с милицией" его не хотели выпускать из участка, где он нередко оказывался из-за драк. Марлен Хуциев уговорил милиционеров отпустить исполнителя главной роли Шукшина. После премьеры писателя стали звать в кино критики и коллеги о "предельной натуральности" его игры, умении вживаться в роль. В следующие годы писатель много снимался. Он играл в картинах "Золотой эшелон", "Простая история" и других. Во время учебы во ВГИК рассказы Шукшина начали публиковать в советских газетах и журналах. Михаил Ромм посоветовал журналисту обратиться в редакцию. В 1958 году в "Смене" напечатали рассказ "Двое на телеге", а чуть позже — произведения "Экзамен", "Степкина любовь" и "Правда". Шукшин сдал выпускные экзамены, однако диплом не получил. Студенту режиссерского факультета нужно было создать собственный фильм. Писатель даже не начинал, ведь он постоянно снимался. И в 1960 году начал писать сценарий для картины о работе сельского райкома. Шукшин считает, что никто из студентов ВГИКа не знает деревенскую жизнь так же хорошо, как он. В своей дипломной работе под названием "Из Лебяжьего сообщают" писатель был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. На экзамене за этот фильм Шукшин получил отлично, но до Всесоюзного показа не был допущен. Он сказал, что прокат не покупает картину. Говорят люди ничего, люди есть, живые, но это не новелла. Не хватает бантика, с которым привыкли подавать картину зрителю.
Первой женой Василия Шукшина стала его односельчанка Мария Шумская. Они познакомились еще в школе, несколько лет переписывались, а расписались в 1956 году. Однако брак не сложился: Шумская не поехала за Шукшиным в Москву, а осталась в Сростках. Мать писателя вспоминала: "Васиным выбором я была довольна, тем более что и родители Маруси были уважаемые в селе люди. Но вот уехал Вася в Москву вскоре после свадьбы, а там видишь, какие люди? Особенно артистки. Вот и всё, не вернулся к ней". В 1957 году писатель попросил у Шумской развод, однако получил отказ.
Несколько лет Шукшин прожил с актрисой Лидией Александровой, которая оставила о нем воспоминания. В 1964 году режиссер познакомился с редактором журнала "Москва" Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. У них родилась дочь Катерина, которая стала переводчиком.
В том же году, когда проходили съемки фильма Эдуарда Бочарова "Какое оно, море?", Шукшин познакомился с актрисой Лидией Федосеевой. Чтобы жениться на ней, он намеренно "утерял" свой старый паспорт, так как в новом не была указана информация о его браке с Марией Шумской. Шукшин дважды приглашал Федосееву играть в своих картинах, и она блистала в главных ролях фильмов "Печки-лавочки" и "Калина красная". В этом браке у писателя родились две дочери — Мария и Ольга, которые также выбрали актерскую профессию. Лидия Федосеева однажды поделилась воспоминанием: "Он за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви, да и то — от обиды или ревности. И вместе с тем хорошо знал меня, понимал…"
В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной "Живет такой парень". Основой сюжета стали его рассказы "Классный водитель", "Коленчатые валы" и "Гринька Малюгин". Матери Шукшин писал: "Начал работать как кинорежиссер — снимаю фильм по своему же сценарию. Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там". Работать над картиной писатель пригласил и известных актеров, Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающих — Родиона Нахапетова и своего однокурсника Леонида Куравлева. Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина "Живет такой парень" получила приз как лучший фильм для детей.
После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины "Ваш сын и брат". Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги "Сельские жители". В фильме Шукшин решил показать "мир интеллигенции" глазами человека из села. В журнале "Октябрь" ленту называли слишком простой и поверхностной.
После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: "Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм". Сценарий двухсерийной исторической картины "Я пришел дать вам волю" Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.
Для своего третьего фильма, "Странные люди", писатель снова переработал несколько своих рассказов, в том числе "Миль пардон, мадам!", "Чудик" и "Думы". Картину Шукшин разделил на три части, каждая из которых рассказывала о новом герое — деревенском жителе. Фильм был готов уже к началу 1969-го, однако в прокат вышел только спустя год. Все это время заняла редактура — после цензуры из ленты вырезали часть эпизодов. В прокате она провалилась, а критики написали на нее отрицательные отзывы.
Василий Шукшин продолжал получать множество предложений от кинематографистов. В 1970 году он сыграл одну из центральных ролей в фильме Сергея Герасимова "У озера". По мнению читателей журнала "Советский экран", этот фильм был признан лучшим за год. Режиссер и главные актеры — Василий Шукшин, Олег Жаков и Наталья Белохвостикова — были удостоены Государственных премий СССР.
В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары "Печки-лавочки". Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького
его одобрили: "…может стать добротной основой для постановки комедии на материале жизни наших современников". Фильм снимали летом и осенью 1971 года в Ялте и на Алтае, недалеко от села Сростки, главные роли в нем исполнили сам писатель и его жена Лидия Федосеева. Из фильмы вырезали несколько эпизодов. Шукшин писал по этому поводу в Госкино: "Очень прошу оставить пролог (пляшущего человека на дороге). Я уберу у него стакан с головы — и впечатление, что он пьян, пропадет. Но останется комический запев фильма… Я, сами видите, не держусь за то, чем можно поступиться без ущерба для фильма, но это убирать нельзя". К режиссеру не прислушались. Несмотря на это, рецензии на ленту были положительными. Критиковали Шукшина только на малой родине. В газете "Алтайская правда" писали: "Какой-то патриархальщиной вдруг начинает веять с экрана, а Шукшин не замечает этого, как бы даже отстаивая мнимую чистоту и обаяние якобы кондовой деревенской морали… Хорошо зная наших сельских жителей, можно смело сказать: не такие уж они "деревенские" сейчас, какими их показал Шукшин".
Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник писателя — "Сельские жители", а спустя несколько месяцев в журнале "Новый мир" опубликовали рассказы "Гринька Малюгин" и "Красный водитель".
За несколько лет сотрудничества с "Новым миром" Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения "Волки", "Чудик", "Материнское сердце" и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя. Главный редактор журнала "Новый мир" Александр Твардовский писал о Шукшине: "Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей". Литературный критик Эдварда Кузьмина отмечала "прочную основу" его персонажей и "жизненное чутье, зоркость, пластичность" прозы.
В 1963 году в "Новом мире" отказались публиковать роман писателя "Любавины" из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале "Сибирские огни", а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу "Любавиных" легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.
В эти годы у Шукшина появились близкие друзья среди писателей: он общался с Виктором Некрасовым, Беллой Ахмадулиной, Василием Беловым. Поэт Василий Белов писал Шукшину: "Бросай киношку, ты же писатель… <…> Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. <…> Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература".
Сценарий фильма о восстании Степана Разина Шукшин использовал как основу будущего романа. Произведение он завершил еще в 1969 году — к 300-летию разинского восстания, однако напечатали его в 1971 году, в журнале "Сибирские огни".
В 1971 году Шукшин написал пьесу "Энергичные люди" о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского. Он говорил в интервью "Литературной газете" после премьеры спектакля: "Мне казалось, что театр — менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно, оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф еще не одолел". Однако пьесу посчитали неудачей. Георгий Товстоногов, который тогда руководил Большим драматическим театром, вспоминал: "Правды ради надо сказать, что "Энергичные люди" — в общем-то сценический фельетон, в нем Шукшин не достиг глубин собственной прозы".
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В. М. ШУКШИНА
Простые и глубокие рассказы Василия Шукшина — это особый уголок души русского человека, наполненный любовью к жизни и людям. Откройте для себя эти небольшие зарисовки из жизни разных людей, чтобы насладиться простой, но такой искренней прозой, написанной Василием Шукшиным.
В апреле 1973 года в журнале "Наш современник" опубликовали повесть Василия Шукшина «Калина красная», и примерно в это же время он задумал экранизировать книгу. Фильм закончили быстро: меньше чем за год. Съемки проходили в Вологодской области, недалеко от старинного города Белозерска. Работе над картиной не помешала даже обострившаяся болезнь Шукшина. Матери он писал: "Я жив-здоров. Снимаю картину. И сам в ней опять играю. Тяжелее, конечно, но уж брать тяжесть, так всю сразу". Главную женскую роль в фильме исполнила Лидия Федосеева.
Чтобы попасть на премьеру фильма, Шукшин сбежал из больницы. "Калина красная" стала одной из самых успешных картин 1970-х — в прокате ее посмотрело больше 60 миллионов зрителей. Лента получила несколько премий: главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Баку, награду за лучший фильм на иностранном языке на польском конкурсе "Варшавская сирена" и югославском "FEST". По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" за роль в этой картине Шукшина признали лучшим актером года. Почти сразу после выхода "Калины красной" он вновь подал заявку в Госкино — хотел получить разрешение на съемки ленты о восстании Степана Разина.
В это же время Шукшин не оставлял литературу: написал повесть "Точка зрения", работал над философской сказкой "До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума".
Несмотря на болезнь, Шукшин принял приглашение режиссера Сергея Бондарчука
сняться в его картине "Они сражались за Родину" по одноименному роману Михаила Шолохова. В фильме Шукшин исполнил главную роль — солдата Петра Лопахина. Съемки проходили летом и осенью 1974 года на Дону. Здесь Шукшин познакомился с Михаилом Шолоховым, который позднее писал: "Он [Шукшин] рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…"
К октябрю 1974 года оставалось закончить последний эпизод с участием героя Шукшина. Съемочная группа картины жила на теплоходе "Дунай". У писателя там была отдельная каюта. Он часто ложился спать поздно: работал над новыми рассказами. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков — и обнаружил, что писатель умер. Прощание с Василием Шукшиным состоялось в Доме кино в Москве, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.